Очень часто в классах встречаются дети, нарушающие дисциплину, с проблемами в обучении и поведении. Это всегда мешает при проведении урока, как и учителю, так и учащимся. Учителю постоянно приходится обращать внимание на неуспевающих учеников, как правило, на это уходит много времени, снижается моторная плотность урока, а , соответственно, и эффективность занятия. Большая разница в уровне подготовленности учащихся также мешает при проведении урока.
Причины роста неуспевающих детей различные. Изменение экологии, социально-экономическая ситуация в семье, интенсификация обучения, перегруженность программ являются наиболее частыми причинами. Еще одним, и возможно самым важным, является социально-психологический. В школе ребенок постоянно находится в коллективе, в котором постоянно происходит сравнение детей, высказывание мнения учащихся и учителя, подкрепляемое оценками. Неуспевающий ученик выставляется на обозрение, переживая ситуацию неуспеха. Нельзя не обращать внимания на слабоуспевающих детей, необходимо своевременно выявить причину его отставания, включить его в работу. И, конечно же, работа с такими детьми требует индивидуального подхода.
Как правило, у неуспевающих детей можно проследить низкий или недостаточный уровень физического и умственного развития, отсутствие мотивации, частые конфликтные ситуации со сверстниками, возможно и с учителем, дефицит внимания, отсутствие двигательных навыков, низкую работоспособность. Все это не способствует саморазвитию и самореализации ребенка, а только подталкивает его к тому, чтобы он замкнулся. Задача учителя, как можно раньше выявить все причины, и помочь ребенку достичь уровня, свойственный его возрасту, где он сможет освоить требования программы.
Выяснив причину, необходимо определить настоящий уровень умственного и физического развития обучающегося, определить пробелы в знаниях, умениях и навыках и, исходя из этого, продумать индивидуальный план работы с неуспевающим ребенком.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:
— Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем выполняемых заданий.
— Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Если урок проходит в теоретической, а не практической форме, то не требуйте от слабого ученика устного ответа, дайте возможность письменно ответить на вопрос, это позволит в полной степени отобразить знания.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников демонстрировать выполнение только что изученного элемента спортивного упражнения перед всем коллективом, лучше отложить это на следующий урок, дав возможность ученикам закрепить умение.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время выполнения упражнения нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Данные карточки с теоретическими и практическими заданиями, помогают не только в освоении новых знаний по физической культуре ученикам, по каким-либо причинам пропускающим занятия или освобожденным после болезни, но и помогают в новой форме закрепить пройденный на уроке материал.
Карточка №1.
- Прочитай «Правила поведения во время игры», вставь подходящие по смыслу слова в предложения: проиграл, отстаивай, играй, не унижай, выиграл, поддерживай.
Правила поведения во время игры
- _______________ честно, по правилам.
- ________________ игроков своей команды.
- __________________ соперников.
- ________________ свои пpава не кулаками и криком, а спокойно, терпеливо.
- ___________________ — не зазнавайся.
- ______________- не плачь. Будь настойчивым, и в следующий раз обязательно победишь.
- Все ли ребята, изображенные силуэтами на рисунке, занимаются спортом? Назови эти виды спорта. Подбери каждому спортивный инвентарь.
Номер на рисунке | Вид спорта | инвентарь |
Карточка №2. Тема: Осанка
1. Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.
Укажи , у кого из ребят правильная осанка?
2. Какие причины нарушения осанки ты знаешь? Назови их.(Если не сможешь сам, то тебе могут подсказать картинки)
___________________________
3. Что нужно делать для улучшения осанки?
_________________________
Карточка №3.Тема: Гимнастика
- Разгадай кроссворд
По горизонтали:
- — Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
— Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я … - Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас…
- Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда - В пол упираются две пары ног,
А сам он высокий, почти что с меня.
Я оседлать его только что смог.
Мы прыгали классом через…
- Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная…
- Спортивный снаряд этот — две жерди,
На стойке шарнирами прикреплены.
С ними сильным стану я.
Снаряд называется коротко — …
- Мышцы — просто напряжение —
Сам себя поднять я смог.
Подо мной постелен мат,
Вверх я влез. Помог…
- Первый — прыг! Второй пошел.
А снаряд зовут…
- Здесь валяться я так рад,
Потому что это…
По вертикали:
- Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам …
2. Какие названия гимнастического инвентаря и гимнастических снарядов не встретились в кроссворде? _______________________________
Карточка №4. Зимние олимпийские виды спорта.
Во все времена Олимпийские игры были и остаются самым значимым спортивным событием в мире. Олимпиада традиционно собирает миллионы болельщиков и зрителей, а новые рекорды и достижения спортсменов вписывают новую страницу в историю развития и становления спорта. Список олимпийских видов спорта постоянно меняется: одни дисциплины добавляются, другие – исключаются из него. Соответствующее решение принимает Международный Олимпийский комитет (МОК), руководствуясь несколькими критериями:
- популярность конкретного вида спорта в стране, где проводится Олимпиада;
- степень его распространенности;
- интерес рекламодателей к конкретной дисциплине.
Распредели зимние виды спорта на группы: командные и индивидуальные
- Перечисли талисманы 22 зимней Олимпиады в Сочи
___________________________________
- Нарисуй Олимпийский символ, подпиши олимпийский девиз.
Карточка №5. Тема: Знакомство с баскетболом
- Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам
Баскетбол — (Оm англ. <basket> -корзина, <ball> — мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемногy менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.
- Нарисуй баскетбольный мяч.
- Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом? Запиши
______________________________________
- Перечисли, какие еще командные игры с мячом ты знаешь?
______________________________________
Карточка №6. Тема:«Осанка»
- Разгадай кроссворд
1. Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу.
2. Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…
3.Громко музыка играет.
Класс движенья выполняет.
Не просты движения,
Это упражнения.
Гимнастика под музыку
Оздоровляет нас.
Скажите-ка название
Ее мне дружно, класс!
4. В футбол команды две играли.
Играли, но не проиграли.
«0:0» – таков был матча счёт.
Кто результат мне назовёт?
5. Мы, как будто акробаты,
Делаем прыжки на мате,
Через голову вперед,
Можем и наоборот.
Нашему здоровью впрок
Будет каждый…
6. Если кашель или грипп,
Или голос Ваш охрип
Если плохо человеку —
Мы торопимся …
2. Выучи комплекс упражнений для укрепления мышц живота и спины:
- Лежа на спине, руки в стороны, поднимать и медленно опускать ноги.
- Лежа на спине, делать движения ногами, как при вращении педалей велосипеда.
- Лежа на животе, поднять ноги вверх, подержав несколько секунд, медленно опустить.
- Лежа на спине, зацепиться стопами за край шкафа, дивана; садиться и ложиться без помощи рук.
3. Проверь себя!!!
За каждое правило, которое ты постоянно выполняешь, поставь себе 1 балл, за каждое невыполненное — 0 баллов (только честно!) :
1. Знаю, что такое правильная и неправильная осанка. ________
2. Сплю на плоской подушке и жестком матраце.____________
3. Ношу учебники в рюкзаке на обоих плечах.____________
4. Сижу всегда прямо.__________________________
5. Каждый день выполняю упражнения для укрепления мышц спины, живота, ног.___________
Количество баллов ____________________________.
Карточка №7. Безопасность на льду
- Прочитай текст.
- Лед можно считать прочным, если его толщина не менее семи сантиметров — он может выдержать человека. Для группы людей, а также для устройства катка безопасен лед толщиной не менее двенадцати сантиметров.
- Наиболее прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, а матово-белый или с желтоватым оттенком — ненадежен.
- Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лед под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным следует быть в местах, где лед примыкает к берегу. Здесь лед может быть менее прочен, и в нем могут быть трещины.
- Прежде, чем ступить на лед, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов — лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен.
- Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где может быть слабый лед.
- Следует взять с собой крепкую палку и с ее помощью проверять прочность льда.
- Если после удара палкой о лед появится вода, нужно сразу же возвращаться к берегу. Причем стараться скользить ногами, не отрывая подошвы ото льда.
- Если вы на лыжах, то крепление лыж расстегните, чтобы быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
- При движении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее пяти метров друг от друга.
- Нарисуй плакат на тему « Безопасность на льду»
Настоящие методические рекомендации разработаны для контроля качества обучения по разделу «Основы знаний» учащихся 5 – 9 классов. Материал, представленный в данных рекомендациях, представляет собой теоретические вопросы в форме тестовых заданий по темам: «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол» «ОФП» и может быть использован для проведения блиц – опроса, контрольных работ по соответствующим темам, а также для проведения контроля уровня знаний у учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ и освобожденным от физической нагрузки.
В данных рекомендациях представлены «Вопросы для изучения» и «Контрольные вопросы для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ и/или освобожденным от занятий физической культурой». Весь представленный материал рекомендуется использовать для учащихся всех групп здоровья.
Цель: Повысить уровень знаний учащихся 5 – 9 классов.
Ожидаемый результат:
— повышение показателя качества успеваемости по предмету;
— увеличение количества учащихся – участников школьного этапа Всероссийской олимпиады по физической культуре.
Вопросы для изучения
- Что такое «здоровый образ жизни»?
- Что значит «рациональный режим питания»?
- Что называют «рациональным режимом двигательной активности»?
- Чем характеризуется здоровый досуг?
- Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
- Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом твоего заболевания?
- Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?
- Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?
- Как сформировать правильную осанку?
- Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги), полученной во время занятий физической культурой?
- Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений?
- Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?
- Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?
- Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?
- Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
- Какие ты знаешь основные физические качества?
- Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?
- Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Выбери правильный ответ
- Спринт – это:
а) бег на 100 м | б) бег на 1000 м | в) суточный бег. |
- Марафон – это дистанция на:
а) 4 по 100 м | б) на 42 км 195 м | в) на 1000м. |
- Различают стартовые команды:
а) «на старт!», «внимание!», «марш!» |
б) «на старт!», «приготовиться!», «марш!» |
в) «марш!» |
- В прыжках в длину результат измеряется:
а) по пяткам |
б) по носкам |
в) от планки до ближайшей к ней точки приземления |
- Толкание ядра – это:
а) скоростной |
б) скоростно — силовой |
в) силовой вид легкой атлетики |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
ВОЛЕЙБОЛ
Выбери правильный ответ
- Размеры площадки в классическом волейболе:
а) 8 м на 16 м | б) 7 м на 9 м | в) 9 м на 18 м. |
- Сколько игроков одной команды могут одновременно находится на площадке во время игры?
а) не более 6 | б) 6 | в) все, кто хочет. |
- Как называется прием, который вводит мяч в игру?
а) стартовый б) подача в) передача |
- Сколько очков нужно набрать команде, чтобы выиграть партию?
а) 25 б) 26 |
в) 25, если разрыв в счете составляет 2 очка |
- Если в первой партии игру начинала команда А, которая из команд-соперников (А : Б) будет начинать вторую партию?
а) победитель первой партии |
б) команда Б |
в) это определит судья |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
МИНИ-ФУТБОЛ (тест 1)
Выбери правильный ответ
- Какую форму имеет площадка для игры в мини-футбол?
а) квадратную | б) прямоугольную |
в) треугольную. |
- Чему равна минимальная длина и ширина площадки?
а) 20х15 | б) 30х15 | в) 25х15. |
- Как называется прием, который вводит мяч в игру?
а) начальный удар б) вбрасывание в) пас |
- Где находятся все игроки, пока мяч не войдет в игру?
а) это определяет судья |
б) не важно |
в) на своих половинах площадки |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
МИНИ-ФУТБОЛ (тест 2)
Выбери правильный ответ
- Где должны находиться соперники команды, выполняющей начальный удар, пока мяч не войдет в игру?
а) зависит от указаний тренера |
б) не ближе 3 м от мяча |
в) где угодно. |
- Где находится мяч во время начального удара?
а) на половине команды, вводящей мяч в игру |
б) где укажет судья |
в) мяч неподвижно находится на центральной отметке площадки |
- Как называется прием, который вводит мяч в игру?
а) начальный удар б) вбрасывание в) пас |
- При соблюдении, каких условий начального удара считается, что мяч в игре?
а) когда по нему нанесен удар |
б) когда после сигнала судьи по нему нанесен удар, направленный вперед |
в) когда по нему нанесен удар, направленный вперед |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
МИНИ-ФУТБОЛ (тест 3)
Выбери правильный ответ
- Когда разыгрывается спорный мяч?
а) при условии, что непосредственно перед остановкой, он находился в игре, по любой причине, не упомянутой нигде в Правилах игры. |
б) при условии, что непосредственно перед остановкой, он не пересекал боковую линию или линию ворот, по причине любого спора участников игры |
в) по любой причине, не согласия игроков с мнением судьи и/или игроков команд-соперников, и/или по требованию тренера какой-либо из команд. |
- Как разыгрывается спорный мяч?
а) по свистку судьи |
б) судья производит вбрасывание |
в) судья проводит жеребьевку. |
- Где разыгрывается спорный мяч?
а) в центре площадки
б) там, где находился мяч в момент остановки игры в) там, где находился мяч в момент остановки игры за исключением случая, когда мяч находился в штрафной площади |
- Где разыгрывается спорный мяч, если в момент остановки игры он находился в штрафной площади?
а) это определяет судья |
б) на линии штрафной площади в точке, ближайшей к месту, где мяч находился в момент остановки игры |
в) в центре площадки |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
МИНИ-ФУТБОЛ (тест 4)
Выбери правильный ответ
- Какое наказание назначает судья, если игрок, выполняющий начальный удар повторно коснется мяча?
а) начальный удар повторяется | б) штрафной |
в) свободный. |
- Мяч не в игре, если:
а) полностью пересечет линию ворот или боковую линию по земле или по воздуху, коснется потолка |
б) отскочит от судьи, когда он находился внутри площадки |
в) отскочит от перекладины или стойки ворот внутрь площадки |
- Удар с боковой линии назначается, когда мяч:
а) полностью пересек боковую линию по земле или по воздуху или коснется потолка
б) коснется потолка в) полностью пересек боковую линию по земле или по воздуху |
- Где находятся игроки, защищающейся команды во время удара с боковой линии?
а) это определяет судья |
б) не важно |
в) не ближе 5м от места, с которого выполняется
удар по мячу с боковой линии |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
МИНИ-ФУТБОЛ (тест 5)
Выбери правильный ответ
- К способам возобновления игры относятся:
а) угловой удар; | б) начальный удар |
в) пас от ворот |
- Чему равна минимальная длина и ширина площадки?
а) 20х15 | б) 30х15 | в) 25х15. |
- Как называется прием, который вводит мяч в игру?
а) начальный удар б) вбрасывание в) пас |
- Какую форму имеет площадка для игры в мини-футбол?
а) квадратную | б) прямоугольную |
в) треугольную. |
- Где находятся все игроки, пока мяч не войдет в игру?
а) это определяет судья |
б) не важно |
в) на своих половинах площадки |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
БАСКЕТБОЛ
Выбери правильный ответ
- Сколько партий составляют баскетбольный матч?
а) 2 | б) 4 | в) 3. |
- Сколько игроков одной команды могут одновременно находится на площадке во время игры?
а) не более 5 | б) 3 | в) все, кто хочет. |
- Фол – это:
а) штрафной бросок б) нарушение правил
в) замечание игроку |
- Сколько очков дает попадание в кольцо с игры?
а) 1 б) 2 |
в) 2 или 3, если бросок выполнен из 3-х очковой зоны |
- Кто вводит мяч в игру в начале партии?
а) игрок |
б) судья |
в) тренер |
Каждый правильный ответ: 1 балл
Фамилия, Имя _____________________ Класс______
Кол-во набранных баллов_______
ОФП
(общая физическая подготовка)
Выбери правильный ответ
- Упражнения для развития гибкости это:
а) приседания | б) отжимания | в) наклоны. |
- Для развития силы мышц брюшного пресса нужно:
а) прыгать | б) поднимать ноги в висе |
в) подтягиваться |
- Для определения уровня силовой подготовки нужно выполнить:
а) наклоны сидя б) прыжки в длину с места
в) подтягивания |
- Для тестирования уровня скоростных качеств нужно пробежать
а) 30 м б) 300 м |
в) 3 по 10 м |
- Выносливость можно развивать используя:
а) общеразвивающие упражнения |
б) круговую тренировку |
в) кувырки |
Каждый правильный ответ: 1 бал